Красное дерево в европейском мебельном искусстве

Красное дерево при изготовлении мебели.

Ни один дворцовый или аристократический интерьер невозможно представить без великолепной обстановки из красного дерева. Красное дерево считается идеальным материалом, поскольку обладает всеми качествами, необходимыми для создания эксклюзивной мебели. Одновременно твердое и пластичное, оно почти не коробится и не дает трещин, хорошо режется и поддается тонко нюансированной отделке. Но самое главное, за что ценится красное дерево, — это красивый глубокий золотисто-коричневый тон и выразительная ленточная текстура, обусловленная полосами темно-коричневого и светлого блестящего тонов с невероятной градацией оттенков. При этом текстура в зависимости от обработки и распиловки древесины может быть как однородной, так и волнисто-пламенеющей, полосатой или крапчатой (с мушками).

Дерево Mahagoni.

Красное дерево, или махагони (Mahagoni), как называют его в большинстве стран Западной Европы, произрастало в тропических лесах Центральной Америки (Кай-ен и Вест-Индия) и на Антильских островах (Гаити, Ямайка, Куба). Это высокое вечнозеленое дерево из рода Светения (Swietenia) семейства Ме-лиевых (Meliaccae). Срез дерева ярко-розовый, но под влиянием света быстро темнеет и приобретает различные оттенки красных и коричневых тонов.

Вопросы истории.

Первоначально дерево использовалось испанскими поселенцами (первооткрывателями Нового Света) исключительно как строительный материал -в качестве корабельного леса или для возведения дворцов и монастырей. Заслуга открытия необыкновенных декоративных качеств, сделавших красное дерево незаменимым в мебельном производстве, принадлежит англичанам, которые, ведя обширную торговлю в Америке, получили возможность вывозить эту древесину в неограниченных количествах. Считается, что красота красного дерева была замечена еще в самом конце XVII в. сэром Вальтером Раллей, капитаном Вест-Индской компании. Он привез в Англию в качестве балласта несколько бревен этого тяжелого дерева. Однако широко применять в Англии его стали не ранее 1720-х гг.

Мебель в стиле Томаса Чиппендейла.

Первое красное дерево (Swietenia maha-goni), употреблявшееся английскими мебельщиками XVIII в., представляло собой материал исключительного качества из девственных лесов Нового Света. Подобного ему в настоящее время уже нет, поскольку все эти деревья были истреблены еще в XVIII в. из-за невероятной моды на благородную махагони, быстро распространившейся по всей стране. Высаживаясь в испанских владениях Америки, англичане рубили благородные деревья, несмотря на протесты местного населения. Доставка в Англию была сопряжена с невероятными трудностями, но тем не менее красное дерево ввозилось туда в таких количествах, что столяры его употребляли даже для изготовления обыденных предметов. В 1750-е гг. пришлось расширить территорию добычи красного дерева в Центральной Америке (Гондурасе), а также в Африке (от Сьерра-Леоне до Конго). Данная разновидность махагони (Swietenia macrophila), которая во Франции получила название испанского красного дерева (Acajou espagnol), отличалась несколько более светлым оттенком и текстурой с блестящими прожилками. Эта разновидность красного дерева, с которой впоследствии работали французские мебельщики, в то время казалось не столь оригинальной, чем та, которая использовалась в Англии. Английская мебель XVIII в. из махагони прежде всего ассоциируется с именем знаменитого мебельщика Томаса Чиппендейла (1709-1779 гг.) — автора популярного и широко известного сборника мебельных проектов, имевшего в Лондоне свое большое предприятие. Ему принадлежит заслуга разработки особого стиля в английском мебельном искусстве, названного его именем. Мебель Чиппендейла, органично соединившая в себе традиции английской готики, восточного искусства и французского рококо, ценилась современниками не только за изящество, удобство, рациональность и простоту конструкции, но и за высокое качество исполнения и особое внимание к текстуре, цвету и качеству амого материала. Тщательная отделка поверхности изделий из древесины благородного глубокого темнокоричневокрасноватого тона с применением матовой восковой полировки особенно подчеркивала красоту текстуры и естественный оттенок дерева.

Традиции Чиппендейла уже во второй половине столетия были подхвачены знаменитыми мастерами английского классицизма Т. Шератоном и Дж. Хепплуайтом. Их имена тоже стали нарицательными для определения стиля мебели из красного дерева, получившего широкую известность в Европе, который впоследствии стал ассоциироваться с английским стилем.

Мебель Чиппендейла

Мебель Чиппендейла

Мебель Чиппендейла

Мебель Чиппендейла

Мебель Чиппендейла

Классицизм. Стиль Людовика XVI.

Распространение красного дерева в других странах, прежде всего во Франции, бывшей для всех европейцев неизменным ориентиром в области моды и вкуса, связано с идеалами классицизма второй половины XVIII столетия (во Франции он назывался стилем Людовика XVI). Для классицизма характерны благородная простота и спокойное величие, отказ от вычурных форм рококо и от изощренной отделки, скрывающей под слоем позолоты, цветного лака, росписи или древесины.

Классицизм

Одним из первых французских мастеров, обратившихся к красному дереву, был придворный мастер Ж. А. Ризенер (1734-1806). В 1780-х гг. он, достигнув необыкновенного совершенства в технике маркетри, неожиданно отказался от своей ранней манеры и стал покрывать предметы изысканно подобранной по красоте струи фанерой из красного дерева. В отличие от англичан, предпочитавших темные оттенки махагони, Ризенер использовал светлое с золотистым оттенком дерево, привозившееся из Сан-Доминго (Гаити). (Во Франции данный материал так и назывался антильским красным деревом — Acajou des Antilles.) На этом фоне хорошо смотрелась тончайшая золоченая бронза: характерные для классицизма гирлянды и венки, розетки, меандры, изображения персонажей античной мифологии.

Классицизм

Классицизм

Не только Ризенео, но и другие французские мастера, участвовавшие в разработке стиля Людовика XVI в мебели, были чрезвычайно взыскательны к различным декоративным качествам древесины, различалась в зависимости от места произрастания самого дерева. Так, помимо антильского акажу золотистого оттенка, французы употребляли дерево еще более светлого красноватого оттенка, называвшегося Acajou batard. Особенно ценилась довольно редко встречающаяся разновидность с темными «мушками» на светлом фоне (Acajou mouchete). Изделие из такой древесины после окончательной отделки выглядело чрезвычайно экстравагантно. Распознать эту разновидность красного дерева было нелегко. От мастера требовалась особая внимательность: он должен был заметить на еще необработанном стволе микроскопические отверстия наподобие червоточин. Только после окончательной обработки дерево обнаруживало свои необыкновенные декоративные свойства. Другим мастером, который одним из первых стал работать с красным деревом, был известный парижский мебельщик Жорж Жакоб (1739-1814 гг.) — родоначальник знаменитой мебельной династии, прославившейся в эпоху ампира, когда мебель делали исключительно из этой благородной древесины. В то время не только корпусная мебель, но и большинство предметов для сидения были из красного дерева. Однако столь широкое его применение заставляло экономить ценную древесину. Вместо массивных резных деталей начали использовать для отделки мебели гладкую фанеровку, покрывавшую «величественными скатертями» гладкие поверхности предметов мебели. Появление строгой и лаконичной ампирной мебели в начале XIX в. исследователи связывали с утверждением во Франции после Великой французской революции нового класса буржуазии.

Мебель «в стиле жакоб» или русский классицизм.

В России красное, или, как здесь называли, магонское, дерево вошло в широкое употребление в эпоху классицизма, а особый пик моды на него пришелся на ампир первой четверти XIX в. Своеобразием отличалась мебель работы знаменитого петербургского мастера Генриха Гамбса (1765-1831 гг.)-уроженца Германии. Особенностью продукции его мастерской было сочетание гладких фанерованных красным деревом поверхностей с изысканной отделкой бронзой и полосками просечной латуни разнообразного рисунка на черном фоне, выполненном из мастики.

мебель «в стиле жакоб»

С именем Гамбса в России связано появление и тех удивительных мебельных предметов из красного дерева с латунью, которые вошли в историю мирового мебельного искусства как мебель «в стиле жакоб». Само название свидетельствует о влиянии на русскую мебель продукции прославленного французского мастера, который впервые предложил для отделки не бронзу, а более демократичную и дешевую латунь. Это нововведение Жакоба не особенно прижилось на родине высокого бронзолитейного искусства. А вот в России, где искусство художественной бронзы было не столь развито, строгий и вместе с тем нарядный латунный декор обрел благодатную почву.

мебель «в стиле жакоб»

Первоначально в Петербурге, а затем и повсеместно мебель «в стиле жакоб» стала преобладающей в первой четверти XIX в. Легкие, изящные и удобные кресла, стулья и диваны из массива красного дерева, небольшие фанерованные рабочие столики, массивные бюро и комоды широко бытовали в петербургских и московских домах, в дворянских усадьбах и царских дворцах. Для русской мебели (в том числе мебели Гамбса) характерны своеобразные приемы фанеровки с вертикальным направлением слоев текстуры дерева. Со временем подбор рисунка текстуры дерева становился все красивее. В первой четверти XIX в. стали использовать новый прием фанеровки мебели, при котором рисунок текстуры проходит по всей поверхноти сверху донизу: например, на комоде рисунок текстуры одного ящика продолжается и на других.

мебель «в стиле жакоб»

мебель «в стиле жакоб»

В заключении хочется сказать, что используя в создании интерьера винтажную мебель или мебель» а-ля винтаж», можно воплотить изысканные идеи, подчеркивающие ваш высокий статус. Творите с любовью!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector